Положение о наставничестве МКОУ СОШ №2 г.Нарткала

«Принято»
Педагогический совет
МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
Протокол №1 от 29.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор
МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
_______ /И.Х.Шибзухова/
«30» августа 2023 г.

«Согласовано»
С Управляющим советом
МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
________ /А.Н. Эмирбеков/
Протокол №3 от 29.08.2023 г.

«Согласовано»
с Советом обучающихся
МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

Положение
о наставничестве
в МКОУ СОШ №2 г.Нарткала

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее — Положение)
регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе
разработки и реализации программ наставничества.
1.2.
Нормативно-правовые
основания
разработки
программы
наставничества:
— Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака
отличия «За наставничество»;
— Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
— Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об
утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста
педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского
роста»;
— Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на
заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам
молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010г.);
— Основы государственной молодежной политики Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
— Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждённая Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. №996-р;
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями);
— методология (целевая модель) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися, утверждённая распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
— методические рекомендации по внедрению методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися
(приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от
25 декабря 2019 г. №Р-145;
- локальные нормативные акты МКОУ СОШ №2 г.Нарткала (далее —
школа).
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний,

формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и
компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне
знаниями и навыками.
Программа наставничества —комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый — участник программы наставничества (учитель, ученик),
который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый
опыт иразвивает новые навыки и компетенции.
Наставник — участник программы наставничества (учитель, ученик),
имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и
профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и
навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
Куратор — работник школы, назначаемый директором, который отвечает
за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
образовательном учреждении.
Благодарный выпускник — выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает
финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.).
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от
10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы.
2.2. Задачи внедрения наставничества:
- улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной,
социокультурной и спортивной сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого обучающегося, поддержка формирования — и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной
и
профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы,
способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены
доверительные и партнерские отношения
3. Порядок организации наставничества
3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у
обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.
3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура
связей
школы
из
наиболее
подготовленных,
обладающих
высокими
профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к
воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги,
выпускники и специалисты предприятий и организаций.
3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного
месяца до одного года в зависимости от его направления и формы.
3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного
обучающегося,
педагога)
и(или)
коллективным
(когда
наставничество
распространяется на группу обучающихся, педагогов).
3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с
обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет,
то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его
законного представителя.
3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по
уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, по другим веским причинам.
3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.
3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются:
улучшение показателей школы:
 образовательных, спортивных, культурных;

 развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
 рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить
индивидуальные образовательные и карьерные траектории;
 улучшение
психологического
климата
школы,
создание
психологически комфортной и плодотворной среды развития
педагогов;
 привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие
инновационных образовательных и социальных программ школы.
3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества
предусматривается:
 объявление благодарности;
 награждение почетной грамотой;
 материальное
поощрение
в
соответствии
с
локальными
нормативными актами школы.
4. Руководство наставничеством
4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора,
который назначается распорядительным актом директора школы.
Куратор осуществляет следующие функции:
- сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
- организация обучения наставников;
- контроль проведения программ наставничества;
- участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества;
- решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации
наставничества;
- мониторинг реализации и получение обратной связи от участников
программы.
4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции:
а) определяет кандидатуру наставника;
б) определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно
осуществляет наставничество;
в) определяет срок наставничества;
г) осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности
наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в
процесс работы по наставничеству, программу наставничества;
д) создает необходимые условия для совместной работы наставника и
наставляемого; - вносит предложения о замене наставника;
е) вносит предложения о поощрении наставника;
ж) обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных
документов по итогам наставничества.

5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник имеет право:
а) вносить предложения руководителю образовательного учреждения, в
котором работает лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество, о создании условий для совместной работы;
б) требовать от лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его
деятельностью;
в) осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество, в форме личной проверки
выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы;
г) обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с
него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
5.2. Наставник обязан:
а) руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных
нормативных актов школы при осуществлении наставнической
деятельности; - способствовать формированию улица, в отношении
которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных
и морально-психологических качеств;
б) оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей,
ознакомлении
с
основными
направлениями
деятельности,
полномочиями и основами корпоративной культуры;
в) оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ
и локальных нормативных актов школы, регламентирующих
исполнение должностных обязанностей наставляемого;
г) способствовать освоению наставляемым практических приемов и
способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению
допущенных ошибок;
д) передавать наставляемому накопленный опыт профессионального
мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и
безопасным методам работы;
е) привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы;
ж) воспитывать
у
наставляемого
дисциплинированность
и
исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост
производительности труда, проявлять требовательность в вопросах
соблюдения норм профессиональной этики;
з) периодически докладывать куратору о процессе адаптации
наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах
профессионального становления.

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый имеет право:
а) обращаться к наставнику за помощью — по вопросам, связанным с
реализацией программы наставничества;
б) вносить предложения по корректировке программы наставничества;
в) обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
6.2. Наставляемый обязан:
а) выполнять мероприятия программы наставничества в установленные
сроки;
б) выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
обязанностей при реализации программы наставничества;
в) совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения обязанностей;
г) устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
д) проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в
работе;
е) обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам
работы;
ж) участвовать в общественной жизни коллектива школы.
7. Формы и стили наставнической деятельности
7.1. Формы наставнической деятельности:
а) прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или)
обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в
неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт,
путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к
минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
б) индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой
специалист и (или) обучающийся) и групповая (наставничество
распространяется на группу молодых специалистов и (или)
обучающихся);
в) открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого
специалиста и (или) обучающегося) и скрытая (наставник
воздействует на молодого специалиста и (или) обучающегося
незаметно для второго);
г) коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым
специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой
коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового
коллектива осуществляется над группой молодых специалистов и
(или) обучающихся).

7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня
подготовки подопечного и сложности задачи):
а) инструктаж— стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые
указания подопечному или предлагает ему копировать свои
собственные действия;
б) объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как
правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет
каждый шаг, дает обоснование своим действиям;
в) развитие - это стиль, при котором наставник предлагает решить
определённую задачу и представить результат.
8. Разработка программы наставничества
8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается
куратором или другим работником школы, назначенным директором, в соответствии
с законодательством РФ.
8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один
календарный год с возможностью пролонгации при необходимости и определено
запросами потенциальных наставляемых в данный период.
Программа может корректироваться куратором при обязательном
согласовании с участниками (включая родителей (законных представителей)
обучающихся исходя из специфики психолого-педагогической ситуации.
8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в
сотрудничестве с парами «наставник + — наставляемый»/ группами в соответствии с
запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании с
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.
8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные
для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов
содержание, формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая
состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной
мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы.
8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной
ниже.
№ п/п
Элементы программы
Содержание элементов программы
1

Пояснительная записка

2

План-график реализации
программы

Цель и задача программы
наставничества в соответствии с
проблематикой образовательного
процесса, характеристикой
континента школы.
Таблица с мероприятиями и сроками
реализации программы,

3

4

Мониторинг
эффективности реализации
программы
Приложение

ответственными, описанием
итогового или контрольного
события, результата
Описание содержания, этапов и
сроков мониторинга и
ответственных за его проведение
Анкеты, опросники, справки, иные
материалы, необходимые для
реализации программы

8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с
педагогическим советом.
9. Мониторинг и оценка наставничества
9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных
этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
результатов реализации программы
2)
оценка
мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с
периодичностью один раз в полугодие.
9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе
анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком,
установленным программой.
9.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели
наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая
информация:
 реестр наставников;
 мини-портфолио наставников;
 перечень социальных партнеров, участвующих в реализации
программы наставничества;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели
наставничества, и др.
10. Порядок принятия и срок действия Положения
10.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом
совете школы и утверждается приказом директора.
10.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и
вступает в силу с момента его утверждения.
10.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии
с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального,

федерального органов управления образованием и решением педагогического совета.
10.4. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция
утрачивает силу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Программа наставничества «Ученик — ученик»
1.Обшее
1.1. Целью программы наставничества «Ученик — ученик» является
разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями.
1.2. Основными задачами реализации программы наставничества являются:
 помощь обучающимся в реализации лидерского потенциала;
 улучшение
образовательных,
творческих
или
спортивных
результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций;
 создание
комфортных
условий
и
коммуникаций
внутри
образовательного
учреждения;
формирование
устойчивого
сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
1.3. Выбранная форма наставничества «ученик — ученик» предполагает
взаимодействие обучающихся образовательного учреждения, при котором один из
обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает
организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое
влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
1.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции. В соответствии с целями и задачами,
которые планируется решать в образовательном учреждении с помощью
наставничества, наставляемый может быть:
- социально или ценностно дезориентированный обучающийся с более
низком по отношению к наставнику уровне образования, демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не
принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива;
- обучающийся с особыми образовательными потребностями - например,
увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной
поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
1.5. Наставник - участник программы наставничества, активный
обучающийся старшего уровня образования, обладающий лидерскими и
организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий
высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных
олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий
активное участие в жизни образовательного учреждения (конкурсы, театральные
постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); член детскоюношеских объединений.
1.6. Направления наставничества:
 учебное наставничество: наставничество в период подготовки к
конкурсам, олимпиадам, в целях развития образовательных

компетенций обучающихся;
 социокультурное наставничество; наставничество, осуществляемое,
как правило, во внеклассной деятельности в целях развития общих
компетенций обучающихся, а также выявление и развитие талантов и
способностей обучающихся к творчеству, социально-значимой
деятельности,
спортивным
достижениям,
мотивации
к
добровольческой и волонтёрской деятельности.
1.7. Наставничество может быть как индивидуальное (направленное на
одного обучающегося), так и групповое (направленное на группу обучающихся).
2. Права и обязанности участников программы наставничества
2.1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет
куратор. Куратор назначается приказом директора. Куратором может стать
представитель образовательного учреждения (учитель-предметник, социальный
педагог, педагог-психолог, классный руководитель или заместители директора),
представитель организации - партнера программы, представитель региональной
некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья
деятельность связана с реализацией программ наставничества, добровольческой
(волонтерской) деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся.
2.2. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи:
 сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
 организация обучения наставников (в том числе привлечение
экспертов для проведения обучения);
 контроль проведения программ наставничества; участие в оценке
вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества;
 решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации целевой модели наставничества; мониторинг реализации и
получение обратной связи от участников программы и иных
причастных к программе лиц.
2.3. В период наставничества наставник имеет право:
 знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением
требований и условий, предусмотренных законодательством в целях
защиты персональных данных;
 разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с
учётом его образовательных потребностей, давать конкретные
задания с определённым сроком подготовки;
 вносить предложения о создании необходимых условий для
улучшения образовательных результатов наставляемого;
 мотивировать наставляемого на улучшение образовательных,
творческих или спортивных результатов; развивать у наставляемого

гибкие навыки и метакомпетенции.
2.4. В период наставничества наставник обязан:
 выполнять утвержденную программу наставничества;
 контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого;
 оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках
поставленных программой наставничества целей и задач;
 содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого;
 сопровождать обучающегося на места проведения профессиональных
конкурсов, олимпиад и чемпионатов профессий согласно регламенту
организаторов;
 разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального
развития;
 предоставлять отчет о работе наставника;
 содействовать подготовке «портфолио достижений» наставляемого.
2.5. В период наставничества наставляемый имеет право: обращаться за
помощью к своему наставнику; вносить предложения по совершенствованию
программы наставничества; участвовать в обсуждении результатов наставничества;
обращаться с просьбой о замене наставника к куратору.
2.6. В период наставничества наставляемый обязан:
 выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в
установленные сроки;
 учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
 совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
 отчитываться о проделанной работе перед наставником в
установленные сроки.
2.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и наставляемого.
3. Результаты реализации программы наставничества
3.1. Результатом реализации программы наставничества является высокий
уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и
образовательные процессы образовательного учреждения.
3.2. Измеримыми результатами реализации программы наставничества
являются: рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций
и др.; количественный и качественный рост успешно реализованных
образовательных и творческих проектов; повышение успеваемости и улучшение
психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательного учреждения;
снижение числа обучающихся, состоящих на различных формах профилактических
учетов; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

4. Перечень документов,
наставничества

регламентирующих

реализацию

программы

4.1. К документам, регламентирующим реализацию программы
наставничества, относятся:
 настоящее Положение;
 приказ руководителя образовательной организации об организации
наставничества;
 индивидуальный план работы наставника с наставляемым;
 журнал наставника: отчеты о деятельности наставника и
наставляемого
лица;
программа
мониторинга
результатов
деятельности
программы
наставничества
(анкетирование);
соглашения между наставником и наставляемым, а также законными
представителями наставляемого в случае, если участник программы
несовершеннолетний; протоколы заседаний педагогического и
методического советов (объединений), на которых рассматривались
вопросы наставничества; личные заявления наставников и
наставляемых лиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение о программе наставничестве (форма «учитель-учитель»)
1.2. Настоящее Положение определяет порядок осуществления
наставничества (учитель-учитель) и условия стимулирования педагогов,
осуществляющих наставничество, с учетом оценки результативности их
деятельности.
1.3. Наставничество осуществляется лицами, имеющими опыт
педагогической плодотворной работы, в целях содействию профессиональному
развитию молодых педагогов, направленному на формирование знаний и умений,
необходимых для обеспечения образовательной деятельности на высоком
профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению
должностных обязанностей.
1.4. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество —
педагогический работник со стажем работы менее 3 лет, в том числе выпускник
профессиональной образовательной организации или образовательной организации
высшего образования, впервые принятый на работу и не имеющий необходимых
умений и навыков выполнения должностных обязанностей (далее — Наставляемое
лицо).
К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны
образовательного учреждения. Наставником при необходимости может быть молодой
специалист/педагог.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную,
групповую работу Наставника по развитию у Наставляемого лица необходимых
навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее
глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания в области
предметной специализации и методики преподавания.
1.5. Целью наставничества является успешное закрепление на рабочем
месте молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также
создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной
организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на
более высоком уровне.
1.6. Основными задачами наставничества являются:
а) оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации
Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической
деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей,
возникающих при выполнении должностных обязанностей;
б) формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности;
в) дифференцированное
и
целенаправленное
планирование
методической работы на основе выявленных потенциальных
возможностей Наставляемого лица;

г) ориентирование Наставляемого лица на творческое использование
передового педагогического опыта в своей деятельности;
способствовать развитию интереса Наставляемого лица к
педагогической деятельности;
д) ускорение процесса профессионального становления молодого
педагога;
е) приобщение Наставляемого лица к корпоративной культуре
образовательного учреждения.
2. Права и обязанности участников программы наставничества
2.1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо
(далее — Куратор).
2.2. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи: сбор и
работа с базой Наставников и Наставляемых лиц; организация обучения Наставников
(в том числе привлечение экспертов для проведения обучения); контроль проведения
программы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации программы наставничества.
2.3. Куратор подбирает Наставника из педагогических работников,
обладающих высокими профессиональными качествами, коммуникативными
навыками и гибкостью в общении, имеющими стабильные положительные
показатели в работе, системное представление о педагогической деятельности и
работе образовательной организации, а также способными и готовыми делиться
профессиональным опытом.
2.4. Утверждение кандидатуры Наставника осуществляется приказом
директора (с указанием сроков наставничества). Допускается, что Наставник
одновременно может осуществлять наставничество над несколькими лицами, что
определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы.
2.5.
Наставничество
осуществляется
при
обоюдном
согласии
предполагаемого Наставника и Наставляемого лица, за которым он будет закреплен с
обязательным письменным согласием Наставника, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество (в виде проставления отметки об отсутствии
возражений на представлении педагогического совета или методического
объединения ОУ и распорядительном акте ОУ), а также в виде соглашения между
Наставником и Наставляемым лицом.
2.6. Наставник прикрепляется к Наставляемому лицу на срок от одного
месяца до трех лет в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в
отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и
эффективного освоения Наставляемым лицом необходимых профессиональных
знаний и навыков по ходатайству Наставника перед руководителем наставничество
может быть завершено досрочно.

2.7. Для реализации наставничества в ОУ Наставником составляется
индивидуальный план работы, исходя из потребностей Наставляемого лица.
Индивидуальный план подписывается Наставляемым лицом по
согласованию с Наставником.
2.8. Показателями оценки эффективности работы Наставника являются
результаты мониторинга на промежуточных и итоговых этапах наставнической
деятельности, которые проводит Куратор.
2.9. Обязанности Наставника: демонстрировать Наставляемому лицу
передовые методы и формы работы, анализировать и вместе с Наставляемым лицом
оценивать самостоятельное проведение Наставляемым лицом учебных и внеклассных
занятий; привлекать Наставляемое лицо к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора; подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого лица,
составлять отчет по итогам реализации программы наставничества с заключением о
результатах прохождения адаптации и с предложениями по дальнейшей работе
молодого специалиста.
2.10. Права Наставника: запрашивать рабочие отчеты у Наставляемого лица,
как в устной, так и в письменной форме; требовать выполнения Наставляемым лицом
предусмотренных настоящим Положением обязанностей; принимать участие в
обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью Наставляемого
лица; вносить предложения о применении к Наставляемому лицу мер поощрения и
дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, связанными с
наставничеством и требующими решения руководителя ОУ или Куратора.
Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах, с которыми
работает Наставляемое лицо; сокращение числа конфликтов с педагогическим и
родительским сообществами; рост числа продуктов деятельности участников
программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого
специалиста и т.п.
3. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы
наставничества
3.1. К документам, регламентирующим реализацию программы
наставничества, относятся:
а) настоящее Положение;
б) приказ руководителя образовательного учреждения об организации
наставничества;
в) индивидуальный план работы Наставника с Наставляемым лицом;
г) журнал Наставника;
д) отчеты о деятельности Наставника и Наставляемого лица;
е) программа мониторинга результатов деятельности программы
ж) наставничества (анкетирование);
з) соглашение между наставником и наставляемым;

и) протоколы заседаний педагогического и методического советов
(объединений), либо других государственно-общественных органов
образовательной организации, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
к) личные заявления наставников и наставляемых лиц.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».