«Принято» Педагогический совет МКОУ СОШ №2 г.Нарткала Протокол №1 от 29.08.2023 г. «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №2 г.Нарткала _______ /И.Х.Шибзухова/ «30» августа 2023 г. «Согласовано» С Управляющим советом МКОУ СОШ №2 г.Нарткала ________ /А.Н. Эмирбеков/ Протокол №3 от 29.08.2023 г. «Согласовано» с Советом обучающихся МКОУ СОШ №2 г.Нарткала Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Положение о наставничестве в МКОУ СОШ №2 г.Нарткала 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о наставничестве (далее — Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества. 1.2. Нормативно-правовые основания разработки программы наставничества: — Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; — Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; — Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»; — Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010г.); — Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р; — Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р; — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями); — методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утверждённая распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145; — методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. №Р-145; - локальные нормативные акты МКОУ СОШ №2 г.Нарткала (далее — школа). 1.3. В Положении используются следующие понятия: Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Программа наставничества —комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый — участник программы наставничества (учитель, ученик), который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт иразвивает новые навыки и компетенции. Наставник — участник программы наставничества (учитель, ученик), имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор — работник школы, назначаемый директором, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательном учреждении. Благодарный выпускник — выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, оказывает финансовую поддержку, организует стажировки и т. д.). 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целью внедрения наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов школы. 2.2. Задачи внедрения наставничества: - улучшение показателей в школе в образовательной, воспитательной, социокультурной и спортивной сферах; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; - раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования — и реализации индивидуальной образовательной траектории; - создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; - создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; - формирование открытого и эффективного сообщества вокруг школы, способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения 3. Порядок организации наставничества 3.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества. 3.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей школы из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться обучающиеся и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций. 3.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от его направления и формы. 3.4. Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося, педагога) и(или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся, педагогов). 3.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество. Если лицо не достигло 18 лет, то назначение наставника происходит после получения письменного согласия его законного представителя. 3.6. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по другим веским причинам. 3.7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока в случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим положением. 3.8. Результатами эффективной работы наставника считаются: улучшение показателей школы: образовательных, спортивных, культурных; развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала; рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные образовательные и карьерные траектории; улучшение психологического климата школы, создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов; привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ школы. 3.9. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества предусматривается: объявление благодарности; награждение почетной грамотой; материальное поощрение в соответствии с локальными нормативными актами школы. 4. Руководство наставничеством 4.1. Внедрение и реализация наставничества возлагаются на куратора, который назначается распорядительным актом директора школы. Куратор осуществляет следующие функции: - сбор и работа с базой наставников и наставляемых; - организация обучения наставников; - контроль проведения программ наставничества; - участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; - решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации наставничества; - мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы. 4.2. Дополнительно куратор осуществляет следующие функции: а) определяет кандидатуру наставника; б) определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество; в) определяет срок наставничества; г) осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности наставляемого, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству, программу наставничества; д) создает необходимые условия для совместной работы наставника и наставляемого; - вносит предложения о замене наставника; е) вносит предложения о поощрении наставника; ж) обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества. 5. Права и обязанности наставника 5.1. Наставник имеет право: а) вносить предложения руководителю образовательного учреждения, в котором работает лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, о создании условий для совместной работы; б) требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью; в) осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества выполненной работы; г) обращаться с заявлением к директору школы с просьбой о сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 5.2. Наставник обязан: а) руководствоваться требованиями законодательства РФ и локальных нормативных актов школы при осуществлении наставнической деятельности; - способствовать формированию улица, в отношении которого осуществляется наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств; б) оказывать содействие наставляемому в исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности, полномочиями и основами корпоративной культуры; в) оказывать содействие наставляемому в изучении законодательства РФ и локальных нормативных актов школы, регламентирующих исполнение должностных обязанностей наставляемого; г) способствовать освоению наставляемым практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей, устранению допущенных ошибок; д) передавать наставляемому накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам, передовым и безопасным методам работы; е) привлекать к участию в общественной жизни коллектива школы; ж) воспитывать у наставляемого дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу, рост производительности труда, проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики; з) периодически докладывать куратору о процессе адаптации наставляемого, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления. 6. Права и обязанности наставляемого 6.1. Наставляемый имеет право: а) обращаться к наставнику за помощью — по вопросам, связанным с реализацией программы наставничества; б) вносить предложения по корректировке программы наставничества; в) обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника. 6.2. Наставляемый обязан: а) выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки; б) выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при реализации программы наставничества; в) совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения обязанностей; г) устранять совместно с наставником допущенные ошибки; д) проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе; е) обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; ж) участвовать в общественной жизни коллектива школы. 7. Формы и стили наставнической деятельности 7.1. Формы наставнической деятельности: а) прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) обучающимся, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); б) индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или) обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов и (или) обучающихся); в) открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или) обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или) обучающегося незаметно для второго); г) коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и (или) обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся). 7.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки подопечного и сложности задачи): а) инструктаж— стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия; б) объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям; в) развитие - это стиль, при котором наставник предлагает решить определённую задачу и представить результат. 8. Разработка программы наставничества 8.1. Программа наставничества (далее - программа) разрабатывается куратором или другим работником школы, назначенным директором, в соответствии с законодательством РФ. 8.2. Программа носит срочный характер, ее действие рассчитано на один календарный год с возможностью пролонгации при необходимости и определено запросами потенциальных наставляемых в данный период. Программа может корректироваться куратором при обязательном согласовании с участниками (включая родителей (законных представителей) обучающихся исходя из специфики психолого-педагогической ситуации. 8.3. Проектирование содержания программы осуществляется куратором в сотрудничестве с парами «наставник + — наставляемый»/ группами в соответствии с запросами наставляемого и возможностями участников при согласовании с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. 8.4. Программа должна определять наиболее оптимальные и эффективные для удовлетворения выявленных у потенциальных наставляемых запросов содержание, формы, методы и приемы организации наставничества, учитывая состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также имеющиеся у школы ресурсы. 8.5. Структура программы должна соответствовать таблице, приведенной ниже. № п/п Элементы программы Содержание элементов программы 1 Пояснительная записка 2 План-график реализации программы Цель и задача программы наставничества в соответствии с проблематикой образовательного процесса, характеристикой континента школы. Таблица с мероприятиями и сроками реализации программы, 3 4 Мониторинг эффективности реализации программы Приложение ответственными, описанием итогового или контрольного события, результата Описание содержания, этапов и сроков мониторинга и ответственных за его проведение Анкеты, опросники, справки, иные материалы, необходимые для реализации программы 8.6. Программа утверждается директором школы после согласования с педагогическим советом. 9. Мониторинг и оценка наставничества 9.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; результатов реализации программы 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один раз в полугодие. 9.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой. 9.4. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели наставничества на сайте школы размещается и своевременно обновляется следующая информация: реестр наставников; мини-портфолио наставников; перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы наставничества; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения целевой модели наставничества, и др. 10. Порядок принятия и срок действия Положения 10.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете школы и утверждается приказом директора. 10.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 10.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием и решением педагогического совета. 10.4. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Программа наставничества «Ученик — ученик» 1.Обшее 1.1. Целью программы наставничества «Ученик — ученик» является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями. 1.2. Основными задачами реализации программы наставничества являются: помощь обучающимся в реализации лидерского потенциала; улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций; создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательного учреждения; формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. 1.3. Выбранная форма наставничества «ученик — ученик» предполагает взаимодействие обучающихся образовательного учреждения, при котором один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. 1.4. Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В соответствии с целями и задачами, которые планируется решать в образовательном учреждении с помощью наставничества, наставляемый может быть: - социально или ценностно дезориентированный обучающийся с более низком по отношению к наставнику уровне образования, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива; - обучающийся с особыми образовательными потребностями - например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. 1.5. Наставник - участник программы наставничества, активный обучающийся старшего уровня образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательного учреждения (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); член детскоюношеских объединений. 1.6. Направления наставничества: учебное наставничество: наставничество в период подготовки к конкурсам, олимпиадам, в целях развития образовательных компетенций обучающихся; социокультурное наставничество; наставничество, осуществляемое, как правило, во внеклассной деятельности в целях развития общих компетенций обучающихся, а также выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству, социально-значимой деятельности, спортивным достижениям, мотивации к добровольческой и волонтёрской деятельности. 1.7. Наставничество может быть как индивидуальное (направленное на одного обучающегося), так и групповое (направленное на группу обучающихся). 2. Права и обязанности участников программы наставничества 2.1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет куратор. Куратор назначается приказом директора. Куратором может стать представитель образовательного учреждения (учитель-предметник, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель или заместители директора), представитель организации - партнера программы, представитель региональной некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, добровольческой (волонтерской) деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся. 2.2. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи: сбор и работа с базой наставников и наставляемых; организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения); контроль проведения программ наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации целевой модели наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц. 2.3. В период наставничества наставник имеет право: знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных; разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с учётом его образовательных потребностей, давать конкретные задания с определённым сроком подготовки; вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения образовательных результатов наставляемого; мотивировать наставляемого на улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов; развивать у наставляемого гибкие навыки и метакомпетенции. 2.4. В период наставничества наставник обязан: выполнять утвержденную программу наставничества; контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого; оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках поставленных программой наставничества целей и задач; содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого; сопровождать обучающегося на места проведения профессиональных конкурсов, олимпиад и чемпионатов профессий согласно регламенту организаторов; разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального развития; предоставлять отчет о работе наставника; содействовать подготовке «портфолио достижений» наставляемого. 2.5. В период наставничества наставляемый имеет право: обращаться за помощью к своему наставнику; вносить предложения по совершенствованию программы наставничества; участвовать в обсуждении результатов наставничества; обращаться с просьбой о замене наставника к куратору. 2.6. В период наставничества наставляемый обязан: выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в установленные сроки; учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; отчитываться о проделанной работе перед наставником в установленные сроки. 2.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и наставляемого. 3. Результаты реализации программы наставничества 3.1. Результатом реализации программы наставничества является высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательного учреждения. 3.2. Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются: рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций и др.; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательного учреждения; снижение числа обучающихся, состоящих на различных формах профилактических учетов; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 4. Перечень документов, наставничества регламентирующих реализацию программы 4.1. К документам, регламентирующим реализацию программы наставничества, относятся: настоящее Положение; приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества; индивидуальный план работы наставника с наставляемым; журнал наставника: отчеты о деятельности наставника и наставляемого лица; программа мониторинга результатов деятельности программы наставничества (анкетирование); соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний; протоколы заседаний педагогического и методического советов (объединений), на которых рассматривались вопросы наставничества; личные заявления наставников и наставляемых лиц. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Положение о программе наставничестве (форма «учитель-учитель») 1.2. Настоящее Положение определяет порядок осуществления наставничества (учитель-учитель) и условия стимулирования педагогов, осуществляющих наставничество, с учетом оценки результативности их деятельности. 1.3. Наставничество осуществляется лицами, имеющими опыт педагогической плодотворной работы, в целях содействию профессиональному развитию молодых педагогов, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения образовательной деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. 1.4. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество — педагогический работник со стажем работы менее 3 лет, в том числе выпускник профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, впервые принятый на работу и не имеющий необходимых умений и навыков выполнения должностных обязанностей (далее — Наставляемое лицо). К работе по наставничеству могут привлекаться также ветераны образовательного учреждения. Наставником при необходимости может быть молодой специалист/педагог. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную, групповую работу Наставника по развитию у Наставляемого лица необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания. 1.5. Целью наставничества является успешное закрепление на рабочем месте молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на более высоком уровне. 1.6. Основными задачами наставничества являются: а) оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей; б) формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; в) дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей Наставляемого лица; г) ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; способствовать развитию интереса Наставляемого лица к педагогической деятельности; д) ускорение процесса профессионального становления молодого педагога; е) приобщение Наставляемого лица к корпоративной культуре образовательного учреждения. 2. Права и обязанности участников программы наставничества 2.1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное должностное лицо (далее — Куратор). 2.2. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи: сбор и работа с базой Наставников и Наставляемых лиц; организация обучения Наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения); контроль проведения программы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации программы наставничества. 2.3. Куратор подбирает Наставника из педагогических работников, обладающих высокими профессиональными качествами, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющими стабильные положительные показатели в работе, системное представление о педагогической деятельности и работе образовательной организации, а также способными и готовыми делиться профессиональным опытом. 2.4. Утверждение кандидатуры Наставника осуществляется приказом директора (с указанием сроков наставничества). Допускается, что Наставник одновременно может осуществлять наставничество над несколькими лицами, что определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. 2.5. Наставничество осуществляется при обоюдном согласии предполагаемого Наставника и Наставляемого лица, за которым он будет закреплен с обязательным письменным согласием Наставника, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество (в виде проставления отметки об отсутствии возражений на представлении педагогического совета или методического объединения ОУ и распорядительном акте ОУ), а также в виде соглашения между Наставником и Наставляемым лицом. 2.6. Наставник прикрепляется к Наставляемому лицу на срок от одного месяца до трех лет в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и эффективного освоения Наставляемым лицом необходимых профессиональных знаний и навыков по ходатайству Наставника перед руководителем наставничество может быть завершено досрочно. 2.7. Для реализации наставничества в ОУ Наставником составляется индивидуальный план работы, исходя из потребностей Наставляемого лица. Индивидуальный план подписывается Наставляемым лицом по согласованию с Наставником. 2.8. Показателями оценки эффективности работы Наставника являются результаты мониторинга на промежуточных и итоговых этапах наставнической деятельности, которые проводит Куратор. 2.9. Обязанности Наставника: демонстрировать Наставляемому лицу передовые методы и формы работы, анализировать и вместе с Наставляемым лицом оценивать самостоятельное проведение Наставляемым лицом учебных и внеклассных занятий; привлекать Наставляемое лицо к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; подводить итоги профессиональной адаптации Наставляемого лица, составлять отчет по итогам реализации программы наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации и с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста. 2.10. Права Наставника: запрашивать рабочие отчеты у Наставляемого лица, как в устной, так и в письменной форме; требовать выполнения Наставляемым лицом предусмотренных настоящим Положением обязанностей; принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с профессиональной деятельностью Наставляемого лица; вносить предложения о применении к Наставляемому лицу мер поощрения и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, связанными с наставничеством и требующими решения руководителя ОУ или Куратора. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах, с которыми работает Наставляемое лицо; сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т.п. 3. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества 3.1. К документам, регламентирующим реализацию программы наставничества, относятся: а) настоящее Положение; б) приказ руководителя образовательного учреждения об организации наставничества; в) индивидуальный план работы Наставника с Наставляемым лицом; г) журнал Наставника; д) отчеты о деятельности Наставника и Наставляемого лица; е) программа мониторинга результатов деятельности программы ж) наставничества (анкетирование); з) соглашение между наставником и наставляемым; и) протоколы заседаний педагогического и методического советов (объединений), либо других государственно-общественных органов образовательной организации, на которых рассматривались вопросы наставничества; к) личные заявления наставников и наставляемых лиц.