Противодействие коррупции

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ «ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ»

    Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

    Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

    Согласно макроэкономическими политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

  Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Типология

  Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов);по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

   Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

 Формы коррупции

       В системе государственной службы весьма формы коррупции разнообразны.

Они могут проявляться в виде:

  • вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;
  • служебного мошенничества и других формах хищения;
  • получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;
  • оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;
  • поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;
  • латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
  • вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • устройства на работу родственников, друзей, знакомых; получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

   Наряду с традиционной формой взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д.

     Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель.

Федеральный закон О противодействии коррупции от 25.12.2008 г. №273-ФЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Постановление местной администрации Урванского муниципального района КБР от 17 мая 2011 г. №314 О противодействии коррупции.pdf (скачать) (посмотреть)
Муниципальная программа по Профилактике коррупции в Урванском районе КБР на 2021-2023 гг..pdf (скачать) (посмотреть)

Ролик "Вместе против коррупции!".mp4

Телефон доверия

06.09.2023


Антикоррупционная линия Главы КБР

8(8662) 40-89-70,

8(8662) 47-32-56;

Прокуратура КБР

8(8662) 40-45-51;

Управления Федеральной службы России по КБР

8(8662) 48-15-81;

МВД России по КБР

8(8662) 49-53-59,

8(8662) 9-50-62;

Следственное управление РФ по КБР

телефон доверия «ребенок в опасности»

8(8662) 77-64-22,

8(8662) 42-35-92,

8(8662) 77-52-03;

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом

наркотиков России по КБР

8(8662) 49-21-05;

Министерство просвещения и науки КБР

8(8662) 40-30-52

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».