Дополнительная общеобразовательная программа Театральная мастерская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им.Х.К.Шидова»
г.п.Нарткала Урванского муниципального района КБР

Принято
на заседании Педагогического совета
МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
Протокол №1
от 30.08.2024 г.

Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №2 г.Нарткала
___________ /Шибзухова И.Х./
Приказ №85/2-ОД
от 30.08.2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Театральная мастерская»

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год (64 часа)
Возрастная категория: от 12 до 17 лет (105 учащихся)
Вид программы: модифицированная
ID номер в АИС «Навигатор»:

г.п.Нарткала-2024 г.

2

1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная мастерская» разработана в соответствии с «Законом об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.),
Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196), с учётом норм
СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №4).
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит
театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности
личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять
жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение
произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить
кусочек жизни» через осознание и переживание определенного
мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки,
имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и
усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие
зажатости,
заторможенности,
обучения
чувствованию
слова
и
художественному воображению – это путь через игру, сочинительство,
фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Программа активизирует у учащихся мышление, познавательный интерес,
пробуждает фантазию и воображение, любовь к родному слову, учит
сочувствию и сопереживанию.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Театральная мастерская» - художественная.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности,
развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка,
способствует
воспитанию
жизненно-адаптированного
человека,
психологически устойчивого к различным стрессовым ситуациям.
Новизна программы в том, что она даёт возможность каждому ребёнку
не только развиваться творчески, но и решать вопросы его социализации и
адаптации в обществе.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и
навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный
выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и
ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во
взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и

3

находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий.
Будущему выпускнику необходимо развивать в себе творческие способности,
чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия одни из самых
творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и
фантазия соседствуют друг с другом.
Актуальность
программы
определяется
необходимостью
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненного и
профессионального самоопределения. Программа объединяет в себе
различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как
для профессионального становления, так и для практического применения в
жизни.
Театрализованная деятельность является способом самовыражения,
средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие
активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и
способностей.
Сценическая работа детей – это проверка действием множества
межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки
публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и
творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их
творческие способности, развить психические, физические и нравственные
качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти,
мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики
движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме.
Известно, что одной из самых важных потребностей детей является
потребность в общении. В этой связи одной из приоритетных задач является
развитие у них качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не
только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения
сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания
каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации.
Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию учащихся
посредством театральной деятельности, где учащийся выступает в роли
художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
дисциплинам (занятия по культуре речи, литературе, живописи, технологии);

4

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию
на творчество подростка, на развитие психофизических ощущений,
раскрепощение личности.
Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога,
содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному
опыту учащихся, связь с другими видами искусств, способствует успешному
развитию индивидуальности учащегося.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими возможностями и особенностями ребят.
Особое внимание в программе уделяется региональному компоненту,
развитию патриотизма и любви к своей малой родине, обычаям и традициям
казачества, изучению особенностей истории Кубани, традиций и быта
народов Кубани.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
программы – от 6 до 15 лет. Рекомендуемый состав группы – от 6 человек.
При наборе принимаются все желающие (согласно Приложению №1
«Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях
дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Состав коллектива
постоянный. Зачисление учащихся в объединение производится по заявлению
родителей (законных представителей) в соответствии с локальным актом
(положением о приеме, переводе, отчислении и восстановлении учащихся)
при отсутствии медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа предусматривает возможность обучения детей с особыми
образовательными потребностями: имеющих мотивацию к предметной
области программы, талантливых, одаренных, детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Основанием для отчисления являются длительная непосещаемость
занятий, смена места жительства, другие основания в соответствии с
положением о правилах приема, перевода, отчисления и восстановления
учащихся дома детского творчества станицы Калининской.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся.
1 группа 7 лет.
В этом возрасте ведущий вид деятельности – игра. Его восприятие
становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. Этот возраст наиболее благоприятный для развития памяти
и интенсивного роста словарного состава речи. Развивается звуковая сторона
и грамматический строй речи. Самым важным личностным механизмом
считается соподчинение мотивов. Учащиеся начинают усваивать этические
нормы поведение, принятые в обществе.
2 группа 8-10 лет.
В этой группе занимаются преимущественно младшие школьники. В
этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, доминирующей
функцией – мышление. Завершается переход от наглядно-образного к

5

словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста,
при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.
В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость,
переключение и распределение.
3 группа 11 – 14 лет
В этой группе занимаются дети среднего школьного возраста. Основной
особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является феноменом, на котором протекает психологический
кризис. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками.
Подросток считает себя уникальной личностью, в то же время стремится
внешне ничем не отличаться от сверстников. Активно начинают развиваться
творческие способности. Появляются критичность мышления, формируется
самоанализ. Подросток претендует на равноправие в отношениях со
старшими и даже идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию.
Уровень программы, объем и сроки ее реализации. Реализация
программы ведется на базовом уровне, в очной форме, рассчитана на один
год обучения, 68 часов.
Форма обучения – очная.
Режим
занятий:
согласно
«Санитарно-эпидемиологическим
требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН
2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 года: занятия могут проводиться два раз в неделю
(два академических часа и один академический час), всего 68 часов в год.
Перерыв между занятиями 15 минут. В течение занятия проводятся
физкультминутки.
Особенности организации образовательного процесса. Основной
формой обучения является занятие. Занятия проводятся с 15-минутным
перерывом для отдыха. Виды занятий определяются содержанием
программы. Весь курс делится на теоретическую и практическую части.
Само занятие включает в себя одновременно и теорию, и различные тренинги
(речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры. При постановке
какого-то спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и
саму премьеру выступления.
Занятия проводятся с полным составом группы, при этом по мере
приобретения опыта учащимся делается больший упор на групповые и
индивидуальные
формы
работы.
Занятия
предусматривают
дифференцированный подход по степени одаренности: выполнение
индивидуальных заданий усложненной формы для талантливых и
одаренных детей. Используемый междисциплинарный подход на основе
интеграции различных областей знаний позволяет талантливым и одаренным
учащимся расширить и углубить свои знания, развивать способности к
поиску решений на «стыке» разных типов знаний. Одаренным учащимся

6

предлагается изучить новые виды деятельности и реализовать их в своей
творческой работе. На занятиях организована деятельность, создающая
условия для творческого развития детей и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности, в связи с чем предусмотрена
возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории.
В процессе обучения предусмотрены игровые, творческие лаборатории,
соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие,
занятия-зачёты. В зависимости от поставленной цели (обучающей,
воспитывающей, развивающей) используются различные формы работы на
занятиях: беседы, этюды, тренинги, игры импровизации, экскурсии,
путешествия, репетиции.
В процессе обучения ведется профориентационная работа с
учащимися.
Образовательный процесс строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, в ходе которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил художественного творчества у учащихся
развиваются творческие начала.
Реализация программы может осуществляться с использованием
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного
контакта между педагогом и учащимися в соответствии с положением об
организации образовательного процесса с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Образовательный
процесс в этом случае предусматривает значительную долю самостоятельной
работы
учащихся.
Обучение
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий может реализовываться комбинированно с
традиционной формой обучения.
Опосредованное осуществление взаимодействия педагога с учащимися
может быть организовано при подготовке к участию в конкурсах на
заключительных этапах; для учащихся с высокой степенью успешности в
освоении программ; для учащихся, пропускающих учебные занятия по
уважительной причине (болезнь и др.); в период отмены (приостановки)
занятий в очной (контактной) форме. В обучении с применением ЭО и ДОТ
могут использоваться следующие организационные формы учебной
деятельности:
- лекция;
- презентация;
- онлайн-беседа;
- упражнения;
- практическое занятие;
- контрольная работа;
- самостоятельная работа. дописать

7

Электронные образовательные ресурсы, используемые при применении
дистанционных образовательных технологий:
- Zoom https://zoom.us/ — эта платформа для конференций дает возможность
бесплатно организовывать встречи до 100 участников;
- Google Класс Google Classroom
–
бесплатный сервис для школ,
некоммерческих организаций и всех, у кого есть личный аккаунт Google. Он
упрощает диалог учащихся и преподавателей. Этот сервис позволяет
экономить время при создании курсов, рассылке домашних заданий,
общении с учащимися и организации учебного процесса;
- Яндекс.Диск — облачный сервис, позволяющий пользователям хранить
свои данные на серверах в «облаке» и передавать их другим пользователям в
Интернете.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие
характеристики:
- каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные
методы организации учебно-педагогической деятельности;
- любое занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется в определенной логике,
зависящей от его цели и типа.
Учебные занятия группируются на основе единства педагогических
целей на занятия по:
- получению новых знаний и умений, цель которых – первичное получение
знаний,
- закреплению знаний и умений,
- обобщению и систематизации знаний и умений, применению знаний и
умений с целью выработки способности переносить знания и умения в новые
условия, контролю и коррекции знаний, необходимых для проведения
оценки результатов деятельности каждого учащегося.
Каждое занятие состоит из вводной, основной, заключительной частей, с
подведением итогов и рефлексией. Программой предусмотрено вариативное
использование и других форм организации: занятия малокомплектными
группами для работы над ролью, репетиции. Виды занятий определяются
содержанием программы и предусматривают беседы, практические занятия,
подготовки к праздникам, проведение игровых и спортивных программ,
конкурсов, викторин. Обучение проводится с помощью различных форм и
методов. Для изучения теоретических вопросов используются беседы,
сопровождающиеся показом иллюстраций, просмотром и анализом игр. При
работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Детям с повышенными способностями предлагаются более сложные задания.
Программой предусмотрено сетевое взаимодействие с различными
ведомствами и структурами МО Калининской район: отделом по делам
молодежи администрации МО Калининский район (совместное участие в
мероприятиях
нравственной,
антинаркотической
направленности),
управлением социальной защиты населения (участие в совместных

8

мероприятиях (День пожилого человека, в мероприятиях по реализации
индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей
развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся
средствами театрального искусства.
Задачи:
предметные:
- познакомить с основными понятиями по теории и истории
театрального искусства;
- освоить базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформировать речевую культуру;
- развить познавательные интересы через расширение представлений о
видах театрального искусства;
личностные:
- формирование социального опыта;
- развитие личностных, ценностно-смысловых, общекультурных,
учебно-познавательных, коммуникативных компетенций;
- развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание,
воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа,
чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства)
техники актера;
метапредметные:
- формирование потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях
при реализации творческих идей;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки,
самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- формирование аналитического мышления, умения объективно
оценивать свою деятельность.
Учебный план
№
Название раздела,
Количество часов
Формы
п/п
темы
Всего Теория Практика аттестации/контроля
1
Вводная часть
3
1
2
Собеседование
2 История театра.
9
2
7
Блиц-опрос,
Театр как вид
самостоятельные
искусства
импровизации
3
Основы театральной
9
3
6
Анализ
культуры
практической
деятельности
4
Сценическая речь
10
3
7
Анализ
выполненной
работы.
5
Работа над пьесой
19
4
15
Анализ пьесы,
составление

9

6

Организация
досуговых
мероприятий

15

2

13

7

Итоговое занятие

3

1

2

Итого по
программе:

68

16

52

эскизов. Показ
спектакля
Совместное
обсуждение и
оценка
организованного
мероприятия
Зачет, самоанализ
деятельности

Содержание учебного плана
1.Вводная часть – 3 часа
Теория: содержание работы объединения, цели и задачи обучения.
Перспективы творческого роста. Режим работы. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: игры на знакомство, создание предпосылок для свободного
выражения своих чувств, эмоций, просмотр творческих работ,
видеофильмов со спектаклями.
2. История театра. Театр как вид искусства – 9 часов
Теория: виды театра. Знакомство с произведениями великих
драматургов мира. Место театра в жизни общества.
Практика: подбор и просмотр литературы, обсуждение плана
подготовки и проведения пьесы. Импровизация: пластическая, словесная,
действенная, художественная, изобразительная, образная (животных,
людей). Поведенческие этюды. Артикуляционная гимнастика (выполнение
упражнений). Работа над постановкой мини - пьес (сочинение, переработка
на свой материал). Выбор пьесы. Работа за столом (распределение ролей,
читка по ролям. Репетиции. Черновые прогоны. Музыкальное оформление
пьесы, генеральная репетиция. Подготовка реквизита и костюмов. Показ
пьесы. Использование имеющегося художественного опыта учащихся;
творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о
театре как виде искусства.
Просмотр фрагментов театральных постановок драматического театра.
Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр
на улице», «Школьный театр.
Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?».
Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим,
смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в
театре».
3. Основы театральной культуры – 9 часов
Теория: знакомство с декорациями, костюмами, гримом, музыкальным
и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства –

10

исполнительское искусство актера. Многообразие выразительных средств в
театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.
Практика: тренинги на внимание: «Вишневый сад», «Невидимая
нить», «Ромео и Джульетта», «Ионыч», «Алфавит театральный», «Показ
мод».
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями,
этюды: «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Тёмные
аллеи», «Чистый понедельник», «Солнечный удар».
Упражнения на выразительность мимики: «Изучаем лицо», «Десять
масок», «Улыбаемся», «Мини – история для одного актера», «Миниистории для двух актёров», «Улитка и заяц».
4.Сценическая речь – 10 часов
Теория: роль чтения вслух в повышении общей читательской
культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия,
физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практика: отработка навыков правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса,
его силой и подвижностью). Упражнения на рождение звука: «Бамбук»,
«Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна»,
«Разноцветный фонтан».
Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речевым аппаратом: «Назойливый комар», ««Хомячок»,
«Рожицы», «Змейка», «Парус», «Качели», «Вкусное варенье».
5.Работа над пьесой – 19 часов
Теория: особенности композиционного построения пьесы: ее
экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля. Выявление характерных способов действий, движений каждого
персонажа. Работа над стихотворением, монологом, басней. Усвоение
правил поведения на сцене, обучение правильности расположения в группе
и в одиночку. Планомерная работа над снятием зажимов перед аудиторией.
Сценарий праздничного мероприятия, посвященный 8 марта
СОВРЕМЕННЫЙ МЮЗИКЛ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Действующие лица
Ромео Джульетта
Гоп-Стоп
Ярмарочные лотошники Цыгане
Беспризорники Гимнастка Донки Хот Санчо Панса
Танцоры – Испанский танец Миледи
Казанова
Подружки Джульетты Мимы

11
(Сцена оформлена в виде улицы, часть дома с балконом, скамейка) (Звучит песня «Ах, этот вечер»,
- 1 куплет, на сцене мимы)
Закадровый голос:
Верона – город воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном. Это один из самых прекрасных
городов Италии. Верона – город жемчужина. Шекспир избрал местом действия своей бессмертной
трагедии улицы и площади средневековой Вероны. Именно в Вероне произошла наша история.
СЦЕНА 1
(Под музыку из м/ф «Шрек» появляется Ромео)
Ромео:
Ау, Джульетта, выйдь ко мне.
Джульетта (на балконе):
Кто там зовет меня?
Ромео:
Ромео!
Джульетта:
А Ромка, это ты. Зачем приперся, я занята, смотрю «Дом – 2» я. Такие там интриги!!!
Ромео:
-Джульетта, ты почему в халате? А где то платье, что я купил тебе намедни, на рынке вещевом?
Вьетнамцы завезли товар хороший и продали то платье мне со скидкой. 500 рублей я за него отдал.
Джульетта:
Ты что с ума сошел, сравнив меня с вьетнамцем, оно мало мне. Еще бы в детском мире задумал ты
наряд мне прикупить.
Ромео:
Джульетта, на рандеву тебя я приглашаю. Хочу я выпить кока-колы и суши где- нибудь поесть.
Джульетта:
Ты бы сначала вымыл уши, ну а потом бы звал на суши. Сказала же, что занята. (Звучит заставка к
передаче «Дом – 2»). Ну все, закончилась реклама, пойду смотреть, какая драма!?!
(Появляется средневековый Гоп – Стоп,
под песню «Гоп-Стоп, мы подошли из-за угла» А.Розенбаум)
Гоп-Стоп:
Опа, Ромео! Мобила есть? А семечки пощелкать? Опять ты к нашей Джульке притопал под
балкон? А помнится тебя, предупреждал я, что если еще раз тебя увижу, то будет разговор у нас
другой. Ну что, готов Ромео к битве? Джульетта…
Джульетта:
Чего?
Гоп-Стоп:
-Перчатку брось.
Джульетта:
Пожалуйста, деритесь. Но только после за собой как следует вы уберитесь, я не хочу, чтоб кровью
был заляпан мой балкон.
(Битва на мечах под музыку из к/ф «Звездные войны»)
Гоп-Стоп:
Ну все, закончен бой, Ромео побежден. Не будет больше шляться под балкон и перетаптывать
морковь, что я весною здесь посеял
Ромео: (Гоп-Стоп уходит) (Ромео встает)
Наивный сын замерзшего якута, он думал, что меня он победил. Не тут- то было. Еще мы
встретимся на узкой с ним тропе.
СЦЕНА 2
(Ярмарка, Лотошники, звучит песня «Это ярмарки краски») (Появляется лотошница, песня Софьи
из к/ф «Гардемарины, вперед»)
(Ярмарка уходит, появляются цыгане, песня «Гадалка» из к/ф «Ах, водевиль»)
Гадалка:
Позолоти ручку, всю правду скажу. Ждет тебя дорога дальняя, дом казенный, любовь большая.
(Ромео дает гадалке деньги)

12
Гадалка:
О, очень большая.
(Еще дает деньги)
Гадалка:
Я бы сказала, просто огромная. Послушай, пойдешь вот по этой дороге и упрешься в плиту
гранитную. Ты налево не ходи, там лес дремучий, на право тоже не ходи, снег башка попадет
совсем дурак будешь. Стой у плиты и жди когда с небес на землю озарение придет.
(Гадалка уходит)
Ромео:
-Вот дурра баба, чего она мне тут наговорила. Пойду-ка я по рынку лучше поброжу, какой-нибудь
подарок для Джульетты раздобуду.
(Появляются беспризорники – танец под песню «Бублики» Хор Турецкого)
Беспризорник:
Дядь, дай 10 копеек, дай 10 копеек, ну дай 10 копеек.
Ромео:
Может тебе еще и ключ от замка, где вся казна моя хранится?
Беспризорник:
Нет, копеек 10 или Чупа – Чупс, он очень сладенький на вкус.
Ромео:
Держи, ну а сейчас, мой друг, давай посмотрим на гимнастов, вот потеха.
(Выступление гимнастки)
СЦЕНА 3
(Появляется Донки Хот под ковбойскую лирическую музыку)
Донки Хот (загадочно):
Пока Ромео нет, рвану скорей к Джульетте. А где мой верный рыцарь Санчо! Санчо! Саня, чтоб
тебя разорвало, ты где?
Санчо:
Я здесь. Ведь сам же приказал найти букет побольше. Вот я припёр. Куда его теперь?
Донки Хот:
Ты очумел? Как я с ним к Джульке на балкон полезу?
Санчо:
Давай, давай, я снизу подсоблю.
Донки Хот:
Ну-ну, мой друг, и ты в лепешку! Тебя ж закрасить легче будет, чем потом с асфальта отскоблить.
Санчо:
Давай, не бойся, зови её. Джульетта!!! (прячется).
Джульетта (на балконе):
-Кто звал меня! Кому опять нужна я стала? О боже, это кто?
Донки Хот:
Позволь представиться, я Донки Хот. Эпохи я немного перепутал и мимо проезжая, я заглянуть к
тебе Джульетта поспешил.
Джульетта:
О боже, со мной железо говорит. Нет, все, я экстрасенсов больше не смотрю.
Донки Хот:
Джульетта, я не железо, это латы. Я в них сражаюсь на турнирах и так от скуки с мельницами
иногда. Послушай, решил тебе стихи я посветить. Ах, Санчо, тащи скорей гитару, я от любви уже
сгораю.
Санчо:
Пожалуйста, возьмите. (в зал) Ох, как он надоел мне, влюбленный самодур. Еще один такой поход,
и он Маркизе Помпадур признается в любви. Чего стоишь, давай уж пой, несмазанная железяка.
Донки Хот:
Люблю я вас, о милая Джульетта Готов за вас полжизни я отдать.
А может подождать И жизнь не отдавать,
Ведь самому наверно пригодится. Джульетта, тебе принес цветы я, Цветы! Куда я дел цветы?
Да ладно, бог с ними с цветами. Своими чудными глазами
Вы смотрите мне в душу И я, как будто рак на суше Весь сохну от любви.

13
(Исполняют песню «Уно моменто» из к/ф «Формула любви»)
Джульетта:
Пойди ты прочь, железная болванка. Я занята, сейчас придет мой друг Ромео. С тобой он
разберется.
Донки Хот:
Вот черт! Ромео, Ромка. Ты что Джульетта, с Абрамовичем связалась?
Санчо:
Братан, сюда идут испанцы, по-моему, пора отсюда рвать.
(Испанский танец)
СЦЕНА 4
(На сцене появляется Миледи под музыку «Пора, пора порадуемся» из к/ф «Три мушкетёра»
Миледи:
Ромео, ку-ку мой мальчик. Хочешь плюшку?
Ромео:
Миледи, откуда ты? И как здесь оказалась? Ведь ты живешь отсюда очень далеко.
Миледи:
Я слышала проблемы у тебя. Не можешь ты наладить отношения с Джульеттой. Тебе я помогу, и
научу как деву закадрить.
Ромео:
Да нет уж, справлюсь как-нибудь я сам. Спасибо! Можешь ты идти. Хотя постой, с чем пирожки и
плюшки?
Миледи:
С морковью, с творогом.
Ромео:
А нет, ступай, сейчас я на диете.
(Миледи уходит)
Ромео:
Ну как же мне к Джульетте подкатить? Может начать смотреть мне сериалы, чтоб было нам, о чем
поговорить. А впрочем, нет, какая скука, мне не видать любви ее. Наверно выпью яду.
(уходит)
СЦЕНА 5
(Появляется Джульетта под романтическую музыку)
Джульетта:
О боже, как эти женихи мне надоели, все просят выйти замуж. Намедни Дракула тут заглянул. На
кладбище он прогуляться приглашал. Я и кладбище. Вот умора. И все ж не вечно в девках мне
ходить. Чего ломаюсь я, ведь я ж люблю Ромео. Быть может спеть мне или станцевать. А впрочем,
нет, устрою лучше я девичник.
Подружки, где же вы? (выходят подружки) Привет, привет, привет. Подружки спойте мне,
пожалуйста, не часто я об это вас прошу.
(Подружки и Джульетта танцуют под песню «Романтика» гр. Фабрика)
1 подружка:
Пойдем Джульетта, погуляем. Расскажешь ты нам про Ромео.
2 подружка:
Он что, опять тебе в любви признался? Кольцо дарил, а туфли, а колье?
1 подружка:
О боже, от любопытства я сгораю. (уходят)
СЦЕНА 6
(Появляется Ромео под песню «В омут» гр. Руки вверх)
Ромео:
Повешусь, утоплюсь, зарежусь. Несчастная любовь досталась мне. Джульетта вновь внимания не
обращает, Опять провал возник в моей судьбе.
(Появляется Казанова под песню «Казанова» гр. Наутилус Помпилиус)
Казанова:
Ромео, ты дурак, ты лузер, ты болван. Не так любовные дела вершатся.

14
Ты пару дней внимание не обращай, Сама ведь прибежит к тебе мериться. Поверь, уж в женщинах
то, толк я знаю. Немало их бывало у меня.
Ромео:
Ты кто, мой друг?
Казанова:
Я Казанова! Ходок до женщин я. Ну все, дерзай, Ромео. А у меня, сегодня по бульвару променад.
(уходит)
Ромео:
Нет, выпью лучше яду,
Как надоела безответная любовь. (падает)
(Появляется Джульетта под песню «Твои глаза» К.Чехова)
Джульетта:
Ромео, друг мой, неужели отравился. И мне бы мог чуть-чуть оставить яду. Ромео, ну зачем лишил
себя ты жизни. О боже, я не знаю что сказать.
Ромео (вставая):
Ну, все, мне надоело здесь два раза умирать. Пока я здесь лежал, я вот о чем подумал, подумал и
решил. Джульетта, хочешь ты, иль нет, но замуж за меня ты выйдешь все равно. Вот в
подтверждение любви моей, дарю тебе кольцо (огромное кольцо вешает на шею). Другого не
было, прости.
Джульетта:
Ромео, как же я тебя люблю,
И замуж за тебя я выйду, несомненно,
Ромео:
Ну, хорошо, ну, а сейчас Позволь ты мне Джульетта
Тебя и всех присутствующих здесь женщин Поздравить с праздником весны
Джульетта:
-Да, да, пожалуйста, мой друг Я удаляюсь.
(Под мелодию «Песня о любви» из к/ф «Гардемарины, вперед» появляются юноши в костюмах)
юноша:
Любимые, прекрасные, богини!
Мы только так вас будем звать отныне! Красавиц увидав в таком скопленья, Падем мы ниц пред
вами на колени.
юноша:
Вас чествуем, от всей души, любя, Почти что, как творца боготворя! Пусть не найдете никогда
причин, Вы обижать вас любящих мужчин!
юноша:
Желаю вам всего, чем жизнь богата:
Здоровья, счастья, долгих лет,
юноша:
Пусть этот праздник - день 8 Марта - В душе оставит добрый след!
(Финальная песня «Короли ночной Вероны» на сцене все участники мюзикла)

6. Организация досуговых мероприятий - 15 часов
Теория: знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Разработка сценариев.
Практика: понятие «Праздник». Учет возрастных особенностей при
разработке праздника. Виды праздников, их особенности и характеристики.
Алгоритм подготовки и проведения. Профессии, которые «делают»
праздник. Определение темы, выбор сюжета, действующих лиц. Методика
подбора игр и разработка правил проведения праздника. Музыкальное,
художественное, техническое оформление. Сценарий, понятие, правила
работы с ним, этапы работы. Участие в подготовке досуговых мероприятий
внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире

15

театра».
Подбор материала. Разработка сценария. Определение ролей.
Репетиции. Реквизит. Музыкальное и звуковое сопровождение. Выступление.
Анализ.
7. Итоговое занятие – 3 часа
Теория: показ пьесы, постановки или сказки.
Практика: итоговая аттестация. Творческие задания, упражнения на
коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы,
ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных
элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами.
Планируемые результаты
В результате полученных учащимися основ знаний, умений и навыков
по театральному мастерству, духовно-нравственному и патриотическому
воспитанию, нравственному совершенствованию, формированию внутренней
культуры, коллективизма, воспитания, уважения к окружающим, старшим,
помощи слабым - все это в комплексе предполагает получение следующих
результатов:
предметные:
- изучены основные понятия по теории и истории театрального
искусства;
- освоены базовые знания, умения и навыки, предметные компетенции;
- сформирована речевая культура;
- развиты познавательные интересы через расширение представлений о
видах театрального искусства;
личностные:
-развиты личностные, ценностно-смысловые, общекультурные, учебнопознавательные, коммуникативные компетенции;
- развиты внутренняя (воля, память, мышление, внимание, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешняя (чувства ритма, темпа, чувства
пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники
актера;
метапредметные:
- сформированы потребности в саморазвитии, самостоятельности,
ответственности, активности, эрудиции, нестандартных приемах и решениях
при реализации творческих идей;
- развиты умения использовать приобретенные знания и навыки,
самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- сформированы навыки аналитического мышления, умение объективно
оценивать свою деятельность.
2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график

16

Дата начала и окончания учебного
периода.
Место проведения занятия

02.09.2024-26.05.2025

Актовый зал МКОУ СОШ №2
г.Нарткала
Режим занятий
2 раза в неделю (два академических
часа)
Форма занятий
Групповая (до 105 учащихся)
Сроки контрольных процедур
начало, середина, конец учебного
года
Участие в концертных программах День учителя, Новый год, День
Защитник Отечества,
Международный женский день,
День Победы
Календарный учебный график учебных занятий составляется на каждую
учебную группу в соответствии с положением о календарном учебном
графике.
Условия реализации программы
Реализация программы в режиме сотрудничества позволяет создать
личностно-значимый для каждого учащегося духовный продукт (в виде
игровой программы, постановки и т.д.).
1.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
реализующий данную программу, должен иметь среднее профессиональное
или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему
направлению данной программы), и отвечать квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональным стандартам.
2.Материально – техническое обеспечение: наличие кабинета для
теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет
оборудован столами, стульями в соответствии с государственными
стандартами, мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук,
флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания
костюмов, образов.
3.Информационное обеспечение: специальная литература, аудио-,
видео-, фото - материалы. Интернет–источники.
Формы аттестации
Основными формами подведения итогов по программе является
текущий контроль, проведение итоговой аттестации учащихся, в
соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и
формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов
промежуточной и итоговой аттестации учащихся в соответствии с
требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
Аттестация проводится с целью установления:

17

- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и
планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации
программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации
программ
Отслеживание
результативности
осуществляется
в
форме
собеседования, тестирования, наблюдения, результатов участия в подготовке
и проведения различных мероприятий, что отражается в таблицах.
При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей);
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела
(проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- промежуточная, проводимая по окончании учебного года с целью
определения результатов обучения;
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с
целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей.
В ходе освоения программы применяются следующие методы
отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, тестирование,
выполнения заданий, практических занятий, и т.д. Программой
предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием
личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и
диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют
корректировать
образовательный
процесс,
лучше
узнать
детей,
проанализировать межличностные отношения, выбрать эффективные
направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях
желание прийти на помощь друг другу.
Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы
контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих
способностей; характеристику уровня творческой активности учащихся.
Методами
мониторинга
являются
анкетирование,
рефлексия,
интервьюирование, тестирование, наблюдение, социометрия.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление
интересов, склонностей, потребностей каждого учащегося, уровень
мотивации, творческой активности. В конце каждого учебного года
проводится повторная диагностика с использованием вышеуказанных
методик с целью отслеживания динамики развития личности учащегося.
Формы подведения итогов реализации программы: открытые занятия,
контрольные занятия и т.д.
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;

18

мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Шкала оценки: 5 – высокий уровень; 4 – выше среднего; 3 – средний; 2
– ниже среднего; 1 – низкий.
Методические материалы
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
При ее планировании педагог определяет общую задачу для учащихся на
предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую
четверть года. Квартальное планирование работы делает разработку плана по
месяцам более легкой, удобной, при этом составляются подробные
разработки для обеспечения образовательного процесса – конспекты, планы
занятий, походов объединения, сценарии, разнообразный информационный
материал, рефераты, лекции по темам программы и др.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
дидактических материалов - разработок для проведения занятий (таблицы,
презентации, тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения, и др.).
Образовательный процесс включает в себя различные методы
обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися
ищет пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический.
Методы обучения осуществляют
четыре основные функции: функцию
сообщения информации; функцию обучения учащихся практическим
умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную
деятельность самих учащихся, функцию руководства познавательной
деятельностью учащихся.
Учебный процесс идёт в виде игр, бесед, создания постановок,
проведения флешмобов, круглых столов, обсуждение с применением понятия
«мозговой штурм».
В особенность организации учебного процесса активно включена
возможность практического вовлечения учащихся в предметную
деятельность. Используется дидактический материал.
Формы проведения занятий с младшими учащимися:
- игра;
- диалог;
- слушание;
- импровизация.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проходят в самых
разнообразных формах:
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (3-5 человек).

19

Работа старшей группы строится вокруг целостного художественного
произведения, программы:
- спектакля;
- досуговых мероприятий (в течение учебного года)
Постоянный
поиск
новых
форм
и
методов
организации
образовательного процесса позволяет организовать работу с детьми более
разнообразно, эмоционально, информационно насыщено.
На занятиях создается доброжелательная атмосфера, оказывается
помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большое
значение в формировании творческих способностей детей отводится
тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием
личности учащихся, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и
диагностики. Результаты диагностики, анкетные данные позволяют педагогу
лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения в группе,
выбрать эффективные направления деятельности по сплочению коллектива,
пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
На начальном этапе обучения программой предусмотрено выявление
интересов, склонностей, потребностей учащихся, уровень мотивации,
творческой активности. В конце каждого учебного года проводится
повторная диагностика с использованием вышеуказанных методик с целью
отслеживания динамики развития личности учащихся.
В связи с тем, что учащиеся проживают в сельской местности,
большинство из них не были в театре, в концертных залах, поэтому
проводятся виртуальные экскурсии, беседы. Практикуется обмен опытом с
другими детскими коллективами.
Обучение проводится с использованием различных технологий
(игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной,
коллективной творческой деятельности, развивающего и дистанционного
обучения). Чередуются различные виды деятельности (игровая,
исследовательская,
творческая),
направленные
на
формирование
продуктивной устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности.
Детский организм очень хрупок. Воздействие на него больших физических
или умственных нагрузок может привести к нежелательным последствиям.
Во избежание этого большое внимание уделяется сохранению и укреплению
здоровья детей, развитию пластики, координации движений, формированию
осанки,
укреплению
мышечной
системы.
Используются
здоровьесберегающие
технологии
(релаксационные
упражнения,
динамические паузы, спортивные игры, соревнования). При работе с детьми
учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка
Важным является развитие интереса и самостоятельности у детей.
Большое внимание уделяется обучению самостоятельно готовиться к
мероприятиям, проводить их, работать с литературой, поощрять и
стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные

20

стереотипы и общепринятые взгляды; — учить детей оценивать результаты
работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы
самими учащимися.
В основу данной программы положены следующие педагогические
принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
- принцип увлекательности;
- принцип креативности.
Комплексно-целевой
подход
к
образовательному
процессу
предполагает:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и
воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога
и учащихся;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит
интенсифицировать получение качественных результатов обучения.
Порядок проверки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театральная мастерская» рассматривается на методическом, принимается на
педагогическом совете и утверждается приказом директора ДДТ.
Программа ежегодно корректируется с учетом изменяющихся условий,
нормативных требований.
Законодательная база:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденным
приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196;
- постановление Главного государственного санитарного врача от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
- программа развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации до 2026 года;
- законодательные и нормативные акты Министерства просвещения РФ
и Минпросвещения и науки КБР;

21

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.10 г. № 761 -Н, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
- методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Рыбалева И.А. Проектирование и экспортирование дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ:
требования
и
возможность вариативности: учебно-методическое пособие. Краснодар:
Просвещение-Юг, 2019.
- Устав МКОУ СОШ №2 г.Нарткала.

22

Список литературы:
- для педагога
1. http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53
2. https://yandex.ru/promo/yavteatre/theater_types_guide
3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2977/ТЕАТР
5. https://zen.yandex.ru/media/id/5cc78dbf55033c00b3b3bea9/ustroistvo-teatra-akt-1-kratkoeopisanie-ustroistva-teatra-5d1a6cb5bd2e7e00ad726531
6. http://life.mosmetod.ru/index.php/item/teatralnaya-shpargalka
7. http://art-complex.ru/pages/slovar/
8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/osnovy-teatralnoy-kultury
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhkeritmoplastika
10.
https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/scenicheskaia-rech-kak-osnova-akterskogomasterstva-5e8908038274cd4de92120f9
11.
https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec
- для учащихся и родителей:
1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshchrukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka
2. https://www.kanal-o.ru/news/9379
3. https://ddtpervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskij_teatr_Lila.pdf
4. https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/
5. https://www.kidedu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i_kostyumy/k
ostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikum-izgotovleniekostyumov-i-atributov-d


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».